16 февраля рентгенохирурги сделали с его помощью первые 8 операций
Закупка ангиографа осуществлена по контракту жизненного цикла (КЖЦ) – с 10‑летним сроком сервиса. Ангиографическая установка обошлась региональным властям в 63,9 млн рублей. Оплата производится траншами в течение трех лет.
В чем преимущество заключения такого контракта? Подрядчик должен поставить необходимое оборудование с расширенным до четырех лет гарантийным сроком, провести обучение и настройку, а также обеспечить работоспособность медтехники на протяжении 6 лет с момента истечения гарантии. Формат КЖЦ предполагает, что техника будет регулярно обслуживаться: регион платит только за действующее оборудование.
Рассказывает зав. отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения (РХМДЛ) ГКБ №4 Олег Каракулов:
- Новый ангиограф (в дополнение к тому, которым мы сейчас располагаем) – для нас значительный шаг вперед. С его помощью мы сможем проводить вмешательства с еще большей точностью и освоить новые методы. При помощи ангиографии проводим не только диагностику и лечение инфарктов и инсультов (напомним, сердечно-сосудистые заболевания как причина смерти стоят на первом месте как в России, так и в Прикамье), но и многих других заболеваний. Это, в частности, исследование сосудов головного мозга, диагностика пороков сердца, опухолей и воспалительных процессов в легких и почках, лечение мужского бесплодия. Ангиография периферических артерий верхней или нижней конечности применяется при заболеваниях и травмах, связанных с закупоркой артерий. Компьютер обрабатывает полученные данные и создает объемное трехмерное изображение, дающее точнейшую информацию о состоянии сосудов и параметрах работы системы кровообращении.
Этот метод позволяет снизить смертность от ряда опасных заболеваний, сократить срок пребывания в стационаре, ускорить реабилитацию.
Первый ангиограф в ГКБ №4 был установлен в 2008 году. До его появления врачи работали на примитивной установке, сделанной из двух рентгенаппаратов, и не могли заниматься, например, лечением коронарной патологии. Только ангиограф позволил визуализировать оперируемый участок на экране в момент вмешательства.
- Это был настоящий прорыв из каменного века в современность, поскольку нам стало доступно множество сложных операций, - вспоминает Олег Геннадьевич.
Как работают рентгенохирурги (их также называют эндоваскулярными или ангиохирургами)? Задача специалиста – очистить пораженный сосуд, вену, артерию, так же, как сантехник прочищает трубу. Но проблема в том, что он может все-таки засор потрогать, в крайнем случае трубу распилить и заменить. Хирург-травматолог или торакальный хирург – подготовить операционное поле и вживую, со всех сторон исследовать патологический процесс, который ему предстоит устранить. Эндоваскулярный хирург свои операции проводит исключительно под рентгеном, у него нет прямого контроля, как других специалистов. Он не может коснуться даже самой маленькой бляшки в сосуде, - всё делается специальными инструментами, через крохотный прокол в 1,5 миллиметра.
Цена ошибки всего в один миллиметр – человеческая жизнь. Эндоваскулярный хирург должен отлично знать анатомию, владеть различными методами доступов в сосуд, превосходно разбираться в инструментарии.
Самый толстый катетер, который используют в отделении РХМДЛ, в сечении составляет 2 мм, остальные еще тоньше. А всего рентгенохирурги в своей работе применяют более 300 видов различных инструментов. Такая ювелирная работа – это сложность для врача, но благо для пациента: это вмешательство (прокол) значительно менее травматично для пациента, нежели открытая операция.
В 2019 году в ГКБ №4 диагностика на прежнем ангиографическом комплексе была проведена 4454 больным, 1966 из них прооперированы. За 2020 год в связи с пандемией эта цифра несколько ниже: диагностика сделана 3895 пациентам, оперировано из них 1882. Но количество снова растет: за полтора месяца прошлого года ангиохирурги прооперировали 230 пациентов, за полтора месяца текущего года – уже 276.